У каждого болит за что-то свое. У многих сейчас болит за феминизм, кто-то помогает животным и считает это очень важным, кому-то больно за экологическое состояние мира, кому-то - за достоверность научного знания и грамотность. А я уже 7 лет болею за традиционную культуру, и сейчас мне невозможно молчать. Я не могу никого винить в том, что русская культура - это образ кокошника и балалайки. Традиционную культуру не преподают в школах, фольклор если и изучают, то так, что на выходе получается "Калинка-малинка" и ансамбль "Березка" в люрексе. У взрослого человека фактически нет возможности соприкоснуться с традицией, прочувствовать ее. Преемственность утрачена, и чтобы понять традицию нужно приложить действительно много усилий, это сложно. Традиционная культура - это сложно. Нам сложно воспринимать традицию от бабушек в экспедициях, сложно уловить все тонкости, детали, нюансы кроя, звучания, цвета, настроения. Невероятно сложно донести традицию так, чтобы она зазвучала понятно каждому, чтобы проявился и дошел до ушей, до глаз этот ритм, эта пластика, дух, атмосфера - как угодно. Маленькая группа людей стиснув зубы делает огромную работу для того, чтобы русская культура перестала быть постыдной, чтобы при звучании балалайки локоть перестал упираться в ладонь, а указательный палец - в щеку. Все то, что мы видим на сценах, как русское-народное - не имеет и малейшего отношения к традиции, а зачастую ей противоречит в самой жесткой, извращенной форме. 90% адаптации традиционной культуры к современности - грубая, низкопробная клюква и шароварщина, утратившая всякую художественность, тонкость, смысл. Кокошник на возрастной женщине или на маленькой девочке - это плохо. Сарафан выше середины икры - это плохо. Распущенные волосы у красавицы в сарафане - это неприлично. Я с комом в горле смотрю на то, как мое окружение смеется над этими штампами, а заодно и над всей традицией. Я с пониманием замечаю скепсис по отношению к себе, когда говорю о том, что делаю, когда еду на концерт или праздник в сарафане. Я пропускаю мимо ушей стереотипы про русское-народное, и когда есть возможность быть услышанной - говорю о настоящей традиции, о ее смысле, глубине, красоте и тонкости. Все, чего я хочу - это чтобы люди знали. Знали, почему кокошник и красный сарафан на бабушке - противоречит традиции. Знали, что настоящее, а что - грубая калька, также, как мы умеем отличить вкус клубники от ароматизатора. Я хочу, чтобы услышав и увидев настоящую традицию, люди перестали воспринимать то, какой традицию сделали на большой сцене и во многих ДШИ. Я искренне убеждена в том, что знание основ русской традиции, точно также, как и знание истории, религии, искусства, литературы - способно сделать жизнь людей в этой очень непростой стране чуточку понятнее, приятнее. Мы с интересом знакомимся с этнической культурой востока, Индии, Латинской Америки, Африки, но при этом не находим времени, чтобы осмыслить своё. Странно, правда? 7 лет назад я поняла, что такое русская традиция и почему я ценю то место, в котором родилась, просто встав в игровой хоровод. До этого мне было плевать. Мне всегда будет больно, когда моё очень умное, мыслящее окружение будет говорить про людей в традиционной одежде как о сектантах и домостроевцах. У меня всегда будет болеть что-то внутри при виде грубой стилизации традиционного костюма или плохо исполненного изделия. Я готова к тому, что русская традиция может уйти из жизни современного человека совсем, за ненадобностью. Я не удивлюсь. Но пока я вижу в этой традиции поддержку, смысл и мудрость, я буду говорить и болеть, буду петь и пропускать этот пласт культуры через себя, чтобы в своем лице дать возможность другим познакомиться с настоящей традицией. Настя Солдатова, июнь 2018 Фотографии с ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ВЕЧЕРИНЫ Фотограф Софья Разумовская